Документ находится на сайте Министерства труда России и на странице «Открытого правительства». Проект закона комментирует заместитель министра труда и социальной защиты Алексей Вовченко.

– Российские интернет-пользователи в эти дни могут обсудить новый законопроект об основах социального обслуживания населения. Документ находится на сайте Министерства труда России и на странице Открытого правительства. В законопроекте предлагается ввести индивидуальный подход к оказанию социальных услуг. Учитывается состояние здоровья, социальное положение, психологическое состояние конкретных граждан. Впервые внимание будет уделено профилактике трудных жизненных ситуаций, в которых может оказаться человек. Проект закона обсудим с заместителем министра труда и социальной защиты Алексеем Вовченко. Алексей Витальевич, добрый вечер, спасибо, что нашли время и пришли к нам. За эти дни уже какие-то комментарии в интернете поступили?

– Да, сейчас мы активно обобщаем множество предложений, начиная от самого названия закона и далее – до основных сутевых вещей, это достаточно интересно.

 

– А какие, например?

– По поводу названия, что мы не очень-то ожидали, но тем не менее. Закон начинается с названия. У нас: «Об основах социального обслуживания». А сейчас поступают версии, которые касаются, например: «А почему бы не сделать название «Закон о социальном сопровождении», либо «О социальных услугах»», либо еще как-то.

 

– А почему вообще назрела необходимость этого закона?

– Вы знаете, на сегодняшний день сфера социального обслуживания населения регулируется двумя федеральными законами, которые были приняты еще в 95 году. И, начиная от юридической техники, самой постановки терминологии, достаточно уже устарели. Тем более мы сейчас видим и чувствуем, что органы социальной защиты населения должны немного по-другому работать, и именно это должно быть отражено в основных принципах закона, то есть в принципах работы социальных служб.

 

– А какие вот эти самые новые принципы оказания социальной помощи предусмотрены в этом законопроекте?

– Три новых ключевых принципа в отличие от тех, которые были. Первое – это обеспечение социального обслуживания на основе социального сопровождения.

 

– А вот как сейчас и как будет?

– Социальное сопровождение – это достаточно длительный процесс, который включает в себя и предупреждение, и выявление, и далее отслеживание самого эффекта оказания социальной услуги. Кроме того, индивидуальный подход. Следующий ключевой принцип, который мы закладываем – это необходимость именно профилактики. Профилактика у нас в законах практически нигде не прописана. То есть это раннее выявление, уже работа не со следствием трудной ситуации, а именно с поиском человека, с выявлением человека в трудной жизненной ситуации через соответствующие профилактические процедуры.

 

– Как это возможно, выявить потенциально трудную жизненную ситуацию?

– Социальные работники и органы социальной защиты населения не должны в своей работе находиться в режиме ожидания, когда человек придет и напишет им заявление: «Обслуживайте меня, пожалуйста». Именно социальная защита должна двигаться к человеку. Вот это основной принцип, который мы хотим проповедовать новым законопроектом. Именно соцзащита – к человеку. Это значит выявление, поиск и приход на помощь вовремя. Вот это и значит профилактика.

 

– И третий принцип?

– Индивидуальный подход в оказании данных услуг, социального обслуживания. То есть обязательно будет индивидуальная программа социального обслуживания, индивидуальная программа реабилитации, если так можно сказать, цель которой – именно выход из трудной жизненной ситуации, то есть возврат человека к нормальной жизни.

 

– А сейчас какой-то подход общий, не индивидуальный?

– Да, у нас есть общая категория: инвалид, престарелый, одинокий. Пожалуйста: можешь – в интернат, при заявлении, можешь – на дому и так далее. То есть эта услуга сколь угодно долго может длиться. Но, опять же, цель должна заключаться в том, чтобы человек из этой трудной жизненной ситуации вышел. Ведь социально обслуживание – это не только интернаты, где престарелые могут действительно всю оставшуюся жизнь проживать и находиться, но это и семьи, это и семьи с детьми, это так называемые трудные семьи, в которых ситуация все время меняется, она должна меняться в лучшую сторону.

 

– На днях Минтруда озвучил такие цифры: «Очереди в интернат ждут около 18 тысяч человек, еще около 30 тысяч надеются получить помощь социальных работников на дому». И в ведомстве решили привлечь в эту сферу частных предпринимателей и социально ориентированные некоммерческие организации. Где гарантия, что они не установят там свои цены в этих же интернатах, и кто это вообще будет контролировать, работу в некоммерческих организациях?

– Во-первых, коммерческой организации, хозяйствующему субъекту либо частному предпринимателю никто не мешает устанавливать свою цену, никаких ограничений быть не может. Если человек в состоянии платить, либо родственники человека в состоянии платить, они будут за это платить. В то же время некоммерческие организации и частный сектор, волонтеры, оказывающие данные социальные услуги, могут привлекаться либо на основе государственного заказа, либо на основе выделения субсидий из бюджета на конкретное оказание этих услуг на таких же условиях, как и государственные учреждения социальной защиты населения.

Что касается, опять же, коммерческого сектора, ради бога, тут каждый волен делать что угодно, но государство должно гарантировать: если человеку положены по индивидуальной программе реабилитации услуги по соцобслуживанию, если его уровень доходов ниже установленного, соответственно, либо он одинокий и не имеет родственников, которые обязаны ухаживать за ним по закону, соответственно, эти услуги для человека по закону должны быть бесплатными.

Оставить комментарий к законопроекту: http://www.rosmintrud.ru/docs/doc_projects/919

 

http://www.rosmintrud.ru/videobank/302

Оставить комментарий